ВЫХОДЕЦ ИЗ АНТИГУА, СОЗДАВШИЙ «АФРИКАНСКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ»

Антигуа и Барбуда – островное государство в Карибском море. Среди его сынов достойное место занимает Джордж МакГвайр, основатель «Африканской православной церкви». К моменту его смерти эта церковь насчитывала около 30 000 верующих, 50 клириков и десятки приходов в США, Уганде, Кении, Канаде, Венесуэле, Кубе и Антигуа. Что это был за человек, и почему свой духовный поиск он решил обратить в сторону Православия?

Джордж МакГвайр родился 28 марта 1866 года на острове Антигуа в селении Свитс. В этих краях прошли его детство и юность. Он окончил местную школу и колледж, а затем семинарию Моравской церкви. Шесть лет Александр был пастором этой церкви – с 1888 по 1894 годы.

В 1894 году он переезжает в США, где переходит в англиканство и спустя два года становится англиканским священником. Он был настоятелем церкви святого Филиппа в Ричмонде (1898–1900), церкви святого Фомы в Филадельфии (1901–1905) и миссионером для афроамериканцев в Арканзасе (1905–1909). О его проповедническом таланте свидетельствует тот факт, что всего за четыре года на этой должности он увеличил число миссий с одной до девяти.

В 1910 году он получает медицинское образование в Бостонском колледже. В это же время он основывает в Кембридже общину для чернокожих выходцев с Карибских островов, переселившихся в США. Однако эту общину Епископальная церковь не признает, и МакГвайр все больше убеждается в том, сколь малы перспективы для чернокожих общин в этой церкви, где его собственный епископ придерживался принципа сегрегации, то есть отделения черных прихожан от белых.

Получив известие о болезни матери, Джордж все оставляет и возвращается на Антигуа в 1913 году. Здесь он в течение пяти лет ухаживает за матерью, служит в Англиканской церкви и оказывает медицинскую помощь нуждающимся жителям.

После смерти матери МакГвайр возвращается в США и здесь принимает активное участие в движении за обеспечение гражданского и общественного равноправия для чернокожего населения. Будучи верующим человеком, он желает обеспечить такое равноправие и в церковной христианской жизни. Своим последователям он говорит: «Мы обязаны вернуться к родной Церкви». И в поисках этой Церкви Александр открывает для себя православную христианскую традицию. Она настолько воодушевляет его, что в 1921 году он неожиданно для многих объявляет о создании «Африканской православной церкви», главой которой и становится.

Почему же Джордж МакГвайр счел необходимым обратить взгляды чернокожих христиан Америки именно к Православной Церкви? Он называл две причины. Во-первых, потому что это оригинальная, подлинная Церковь Христа, имеющая непрерывное апостольское преемство. Во-вторых, потому что Православие «никогда не ассоциировалось с расизмом и колониализмом».

Чернокожие верующие с древнейших времен были частью Православной Церкви, становились и знаменитыми святыми

Действительно, чернокожие верующие с древнейших времен были частью этой Церкви и даже становились знаменитыми православными святыми. Например, преподобный Моисей Мурин, монах IV века, живший в Египетской пустыне, или блаженный Елезвой, царь Эфиопский.

Знакомству МакГвайра с Православием, как считается, помог уроженец Ямайки Роберт Морган, который вместе с ним был священником Епископальной церкви США и преемником МакГвайра на должности настоятеля церкви святого Филиппа в Ричмонде. Морган еще в начале ХХ века стал изучать историю Церкви, в результате чего убедился, что именно Православная Церковь есть «столп и утверждение истины». В 1904 году он отправился в Российскую империю, чтобы познакомиться с Православием уже не по книгам, а в жизни. Здесь он посетил монастыри и храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Одессы и даже стал особым гостем русского императора Николая II. Вскоре Роберт Морган принял Православие с именем Рафаил и в 1907 году был рукоположен митрополитом… в священника Константинопольской Православной Церкви.

Такой разительный контраст, когда молодой чернокожий христианин принимается с большой любовью на самом высоком уровне в православной стране и в то же время в своей собственной стране он не имеет права даже пить воду из того фонтанчика, из которого пьют белые, больше любых деклараций убеждал МакГвайра в том, что Православная Церковь не только в истории, но и в современности свободна от расизма.

Но, в отличие от отца Рафаила Моргана, Джордж МакГвайр пошел по другому пути, он не присоединился лично к Православной Церкви, а решил создать свою большую церковь, предполагая в будущем договориться о ее признании со стороны Православия. Инициатива МакГвайра быстро встретила сочувствующих, и прежде всего проживающие в США выходцы из Антигуа и других Карибских островов устремились в его церковь. Благодаря его проповедническому и организаторскому таланту количество верующих стремительно росло, и отделения церкви стали появляться за пределами США, в том числе и в Африке.

С самого начала Джордж МакГвайр вступил в переговоры с Русской Православной Церковью о его рукоположении, но хотя встретил доброе отношение к себе, не мог получить просимое. Причина в том, что он фактически хотел получить рукоположение от Церкви, клириком которой не собирался быть, но возглавлять при этом свою «независимую церковь», а это противоречит православным правилам и учению о Церкви. Однако он смог договориться об этом с архиепископом Вилеттом – главой самопровозглашенной «Американской католической церкви». Тот рукоположил Джорджа МакГвайра в сан епископа 28 сентября 1921 года.

В том же 1921 году МакГвайр встречается лично с патриархом Константинопольским Мелетием и проводит переговоры о возможности признания «Африканской православной церкви». Он убедил патриарха в том, что они верят в Троицу и две природы воплотившегося Христа, признают семь Вселенских Соборов, исповедуют неповрежденный Символ веры (без католической добавки filioque), почитают Богородицу, веруют в спасение не только верой, но и делами. По словам Джорджа, патриарх согласился, что их учение в этих пунктах православное, однако вопрос о признании и общении в таинствах был отложен до того времени, когда «Африканская православная церковь» «покажет стабильность и рост».

В наше время в Антигуа появился приход канонической Православной Церкви

В 1924 году следующий Константинопольский патриарх Григорий VII в рамках продолжающегося диалога запросил больше информации о церкви МакГвайра. Оказалось, что, хотя он во многом воспринял православное догматическое учение, во всем остальном, включая богослужение и приходскую жизнь, «Африканская православная церковь» продолжила держаться англиканских порядков. При жизни Джорджа МакГвайра ее перевод в полностью православное русло так и не состоялся, и поэтому она так и не стала частью Вселенской Православной Церкви.

Джордж умер 10 ноября 1934 года и похоронен в Бронксе. Уже после его смерти отделения «Африканской православной церкви» в Уганде и Кении, прихожане которых составляли более трети всех верующих, вошли в единство с канонической Православной Церковью и стали частью древнего Александрийского Патриархата. Таким образом, они довели до логического завершения то движение, которое инициировал МакГвайр. Благодаря его усилиям в конце концов тысячи африканцев нашли свой путь в Православие.

А в настоящее время и на родине Джорджа в Антигуа появился приход канонической Православной Церкви в юрисдикции Антиохийского Патриархата. Это можно считать красивым символическим завершением того пути, который этот выдающийся сын Антигуа начал сто лет назад.

Священник Георгий Максимов

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели