О СПОРАХ, ОЧЕРЕДЯХ И ЧУДЕСАХ

В последнее время принесение святынь  вызывает бурные дискуссии в социальных сетях. Так было с поясом Пресвятой Богородицы, так случилось и с Дарами волхвов. К разговору подключаются все: и православные, и сочувствующие, и люди, которые пытаются всеми силами показать, что они к Церкви никакого отношения не имеют и иметь не хотят.

В спорах о том, нужно ли идти к привезенным святыням и стоять многочасовые очереди, подчас в очень некомфортных для человека погодных условиях, часто слышен аргумент, что главное чудо случается на каждой Литургии. И не надо, стало быть, никуда ходить, ни к каким святыням, достаточно только, как и положено всем христианам, регулярно бывать на Литургии.

С таким аргументом не то, что сложно спорить. Даже неприлично это делать, наверное. Все верно – главное чудо всегда рядом и всегда доступно. Правда, точнее было бы сказать так: большинству из нас на данный момент храм действительно доступен. Вот только… всегда ли мы сами способны принять и понять?

***

… Прихожу в храм, в котором, несмотря на то, что он находится относительно рядом с домом, бываю редко. Как-то так у меня сложилось, но традицию в силу некоторых обстоятельств надо, видимо, менять, и все же изучать ближайшие к дому храмы.

Большой красивый собор. Народу мало. Почему-то тишина. Удивляюсь, поскольку в расписании на сайте начало службы было указано в 7 утра. А я добралась и вовсе ближе к 9-ти: отводила ребенка в садик. Думала, что успею, в лучшем случае, к «Отче наш», а если уж совсем честно, почти не сомневалась, что приду к концу.

Но, судя по всему, все же нет. Люди стоят. Их мало, они какие-то еще… все несуразные, что ли? Какие-то тетки не очень определенного возраста, мужчина в растянутых джинсах, молодая женщина в брюках с повязанным на них платком. Вот про нее я успела подумать многое: «И зачем вот так? Ну, пришла ты не в юбке, зачем этот театр с платочком? Не выгонят же…»

Раздеваюсь, оглядываюсь еще раз, бросаю взгляд на книжную лавку, в очередной раз упрекаю себя за то, что нет с собой наличных денег – ни записки подать, ни свечки купить.

Тишина внезапно заканчивается, начинается литургия. Я пытаюсь радоваться – вот, не ожидала совсем, а пришла вовремя.

Но тут меня начинает раздражать хор: этих трех людей на клиросе вообще сложно хором назвать. Поют как-то невнятно. Или акустика такая. Я не все разбирала из самого знакомого, хотя стояла недалеко.

Стояла. Правильнее было бы сказать, что пыталась то упорно стоять, то решала все-таки сидеть. Неудобно было и то, и другое. Скамейка находится рядом с батареей, от нее жарко и становится еще хуже, не посидишь. Стоять долго не получалось, голова кружилась и тошнило от голода. Все это можно было бы, конечно, объяснить немаленьким сроком беременности и тем, что пришла натощак. Просто не успела позавтракать.

Но вот незадача: в последние 2 недели я была на двух литургиях, так что срок беременности сильно не отличался. На них я как раз почти все время стояла, чувствовала себя прекрасно, хотя тоже натощак. Одна из них была еще и с неугомонным пятилеткой, который то задавал серьезные вопросы, то пытался засунуть пробку в купель, то просился на ручки, потому что ему, видите ли, не все видно, и все равно все было отлично.

Короче, так я и ходила туда-сюда. Не знаю, вызывало ли это раздражение у окружающих, но мне самой все это было неприятно. Иду от скамейки или к ней и думаю: «Ну, какой же дурью я маюсь!»

На самом деле я и не знаю, что меня больше раздражало. То ли окружающее (в котором, справедливости ради, ничего страшного не было), то ли я сама… Ведь я почему-то об этой своей реакции и состоянии еще и думала, отвлекаясь от происходящего. Как раз вот это мое «отвлечение» и невозможность прочувствовать то, что сейчас реально происходит в храме, меня и огорчало.

Но как ни странно, параллельно с этим, я даже немного радовалась. Накануне мне казалось, что слишком я собою любуюсь – все у меня стало как-то легко получаться, спокойствие вдруг настало, люди рядом любимые и близкие, и сама я хорошая и правильная. А тут стало понятно, что и не правильная и не особо хорошая, а… обычная.

Как-то незаметно раздражение стало проходить. То мне какая-то тетка улыбнется, то придет семейная пара с детьми, где старший себя будет вести себя похоже на моего сына, и я уже сама улыбнусь узнаванию вот этого детского поведения. То та самая женщина, с платочком на брюках, после исповеди вернется в слезах, и станет как-то стыдно за свое осуждение…

Да и бесчувствие к происходящему все-таки не было полным. Ведь невозможно все-таки полностью отключиться на службе. В какие-то моменты я даже включалась и что-то чувствовала.

Только все это было совершенно не таким, как должно быть. И не так и не эдак. Мысли отчасти в храме, отчасти – очень далеко….

***

… К Дарам волхвов я не пошла. И не собиралась, честно сказать. Мне тоже близка позиция про чудо и литургию. Близка, да только вот утверждать так может, наверное, только тот, кто никогда не чувствовал себя на литургии сонным и рассеянным. А иначе – какая, в общем, разница-то? Чудо-то рядом, оно для нас, а мы-то что?

Не лучше ли тогда постоять под противным январским дождем в очереди к храму Христа Спасителя? Мысли там должны рано или поздно все-таки направиться в нужную сторону, а сонливость и вовсе быстро исчезнуть.

Говорят, что в очереди все или большинство стоят с идеями о каких-то быстрых чудесах, и что вообще-то – это магизм, а не христианство. Возможно. Возможно, кто-то из этих людей и на литургии-то не был никогда и даже не знает, зачем бывать там. Все возможно. Но с них и спрос меньше. Если ты чего-то не знаешь, это одно. А вот если ты все знаешь про чудо, про главное в христианстве, но не можешь справиться со своей рассеянностью… это совсем другое. Правда же?

«Русь крещена, но не просвещена»? И это, конечно, так. Говорилось это в XIX веке, но к XXI-му все стало, наверное, еще хуже. Советское время не прошло даром. Вроде и грамотность всеобщая, а в голове у многих мешанина из мифов. Но я опять же себе задаю вопрос: а я-то точно могу себя назвать просвещенным человеком? Или опять по классику, хоть и другому: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»?

Не знаю. Нет у меня однозначного ответа на вопрос, необходимо ли идти к привезенным святыням. Нет его у меня и на вопрос, что движет людьми в таких очередях. Но вот дискуссии вокруг всего этого и повышенное внимание к феномену очередей мне кажутся ненужными и пустыми.

Не о том мы спорим. Не в том пытаемся убедить оппонентов. Да и надо ли их в чем-то убеждать? И есть ли у нас силы и способности убеждать?

А если в чем-то и убеждать друг друга, то, наверно, в том, что чудеса случаются вообще-то не по нашей воле. И случаются они зачастую совсем не там и не тогда, когда мы их ждем.

Вот на той странной для меня литургии разве не было чуда? Разве не чудо, когда ты сам о себе немного больше узнаешь? Даже если это «немного больше» – что-то тебе не очень приятное?

Ирина Кислина

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (61)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели