Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй/ и полезная всем подаваяй,/ Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих,/ на Тя бо упование возложиша,// Творца и Зиждителя и Бога нашего. Со святыми упокой,/ Христе,/ души раб Твоих,/ идеже несть болезнь, ни печаль,/ ни воздыхание,// но жизнь безконечная. Тебе и Стену и Пристанище имамы,/ и Молитвенницу благоприятну к Богу,// Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение.
Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами.
«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).
Молитвой за ушедших в иной мир живые принимают святое участие в деле спасения их душ. Молясь за них, живые подвигают Всеблагого Бога на милость к усопшим, ибо милость эта, от того,что души умерших уже не в состоянии своими действиями умилостивить Бога, дается им по прошению живых. Наши усопшие также молятся за нас. Особую помощь мы получаем по молитвам почивших, которые обрели блаженство в вечности.
Молитвы за умерших доставляют спасение и живым ибо настраивают душу к небесному и отвлекают ее от временного, суетного, наполняют памятью о смерти и потому уклоняют от зла; дают силу воздерживаться от произвольных грехов и придают великодушное и радостное терпение в дни скорбей.
Конечно, трудно рассчитывать на спасение тем, кто вел беспутный образ жизни и, будучи крещеным христианином, жил вне Церкви и своим поведением сам себя от нее отлучил. Молитва Церкви не сможет спасти того, кто сам при жизни не принимал для этого вообще никаких усилий. Поэтому при жизни необходимо самому делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Как говрят святые отца Церкви, если ты молишься о упокоении душ усопших, то и Благой Бог устроит так , что и о тебе будут молиться после твоей кончины.
Если человек при жизни стремился быть добрым христианином и умер в мире с Богом, хотя и был он грешником, а только один Господь без греха, то молитва Церкви и добрые дела в память о нем преклоняют Всемилостивого Бога к прощению грехов этой христианской души. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви и отдельных христиан о усопшем есть определенный результат жизни этого человека. Если о беззаконных людях родственники молятся в первые дни после смерти, исполняя положенные православные обычаи, то после поминания сорокового дня молитвы эти, как правило, затухают. Память же о благочестивом христианине, сделавшем при жизни немало добрых дел и для Церкви и для близких, вдохновляет нас на постоянную молитву о нем, вселяя надежду на спасение души усопшего.
Некий священник, идя на свой приход, проходил всегда мимо кладбища, и каждый раз творил молитву, об упокоении душ усопших зде лежащих православных христиан. Но через некоторое время местный архиерей перевел его на другой приход. Тогда владыке начали сниться покойные, умоляя вернуть священника на преждний приход, потому, что молитва, которую он творил, проходя мимо кладбища, давала большое утешение и облегчение умершим.
Если вы узнали, что ваш усопший родственник не был отпет по православному обряду, то, независимо от того, когда он умер, нужно обязательно заказать отпевание, если, конечно, для этого нет церковных препятствий, например, был неправославным или покончил жизнь самоубийством. Можно также заказать церковное поминовение на полгода или год. Монастыри же могут принять просьбу поминовения на более долгие сроки. Многочисленные свидетельства подтверждают как важен обряд церковного отпевания для душ усопших. Вот одно из таких свидетельств, рассказанное священником Валентином Бирюковым, проживающим в г. Бердске Новосибирской области: «Случай этот произошел в 1980 году, когда я был настоятелем храма в одном из городов Средней Азии. Подошла как-то ко мне одна пожилая прихожанка и говорит: — Батюшка, помогите. Сын совсем замучил, сил больше нет. Зная, что живет она одна, я удивился и спросил: — Какой сын? — Да погиб который в 1943 году на фронте. Снится мне почти каждую ночь, да сны одни и те же: будто сидит он посреди грязи, а его сердечного бьют палками со всех сторон, да этой грязью забрасывают. А сын смотрит на меня жалобно, вроде просит о чем. — Отпет сын-то твой? — спрашиваю. — Да Бог весть. Может, и отпевали их на фронте, а может, и нет. Записал я имя убиенного воина и совершил положенный чин отпевания. Буквально на следующий день прибегает ко мне радостная прихожанка и сообщает: — Сын-то опять приснился, да по-другому — будто идет он по твердой дороге, радостный весь и бумагу в руках держит, а мне говорит: «Спасибо мама, что пропуск мне выхлопотала. С этим пропуском мне везде открыта дорога». Показал я ей разрешительное письмо, что читается при чине отпевания: — Эта бумага была при сыне? — Да, батюшка, эта». Удивительный случай этот должен вразумить нас позаботиться об отпевании наших усопших близких. Если же вы не знаете, отпет ваш родственник или нет, и есть сомнения, то нужно обратиться к священнику за благословением.
Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».
Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина. Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики. «Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится». Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей. В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».
Будем молиться об покойных потому, что они не в силах молиться за себя, и с большой надеждой ждут, когда же мы будум творить о них молитву и подавать милостыню. С каждым мгновением приближается тот час, когда мы все с вами, подобно жаждущим в пустыне, будем ожидать, чтобы кто-нибудь сотворил о нас милостыню и горячо помолся в храме Божием и дома. Да благословит Господь и помилует души всех умерших из этой жизни и упокоит их в селениях праведных. Аминь.
ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Просмотры (49)