Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго.
Иису́сова молитва — в православии — молитва-обращение к Иисусу Христу, Сыну Божию и истинному Богу о помиловании (прощении грехов)
Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу и во всегдашнем внимании к Богу и Ему предстоянии умном. святитель Феофан Затворник
Важно при совершении молитвы Иисусовой проявить внимание к её словам, не занимать ум какими бы то ни было представлениями, а просто произносить слова молитвы. И со временем Господь Сам посетит Своей благодатью и даст умно-сердечную молитву.
Молитва Иисусова имеет основополагающее значение в аскетической практике исихазма — хранения ума и сердца, сначала от греховных помыслов и ощущений, а по мере преуспевания — от рассеяния помыслов, и приводит к стоянию ума (единение ума в самом себе в умном предстоянии Богу) на степени созерцания Фаворского света, что называется встречей с непознаваемым Богом (но является встречей с его энергиями [нет в источнике]) и плодом моления. По преимуществу за мысленной формой Иисусовой молитвы закреплено название умного делания. Молитва Иисусова также называется умно-сердечным деланием (поскольку требует объединения ума и сердца в призывании имени Иисуса Христа), деланием сердца, умной молитвой, тайной молитвой, священной молитвой, сердечной молитвой, затвором ума и сердца, трезвением, хранением ума
До всецелой преданности человека в волю Божью ему доступны три вида молитвы: словесная (читается вслух), умная деятельная (умная — произносится мысленно, деятельная — при усилии самого человека), умно-сердечная деятельная (ум — сосредоточен в словах молитвы, а сердце — сочувствует смыслу слов)
Следующие два вида молитвы обретаются подвижником по очищении сердца от страстей и греха: умно-сердечная самодвижная (непрекращающаяся молитва, движимая Святым Духом), умно-сердечная чистая, или непарительная (чистая от помыслов).
По соединении души с Небесным Женихом в единый дух обретается высшая степень молитвы: молитва зрительная (соединившись с Господом, подвижник зрит великие тайны Божьи).
Появление Иисусовой молитвы относят к апофегмам Макария Египетского (ок. 300 — ок. 390).
Просмотры (73)