Когда начнется моё христианство? «Реплики» Александра Ткаченко

tkachenko_gАпостол говорит «Будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он — Отцу Своему».

Все святые нашей Церкви почитаются нами лишь потому, что каждый из них в свою меру преуспел именно в таком подражании. Потому что святость, если разобраться, это и есть – норма бытия человека. Христос любил всех людей – кто захочет усомниться в том, что это – нормально? Христос возмущался ложью и несправедливостью – разве возникнет у кого-то сомнение в нормальности таких движений души? Христос помогал больным и убогим – что тут ненормального? С этим согласится любой разумный человек, независимо от его веры, потому что его «душа – христианка». Но если мы всерьез считаем себя христианами, то следует помнить и о других, куда менее приятных вещах, которые упоминаются в Евангелии.

Христос был гоним от людей за Свои добрые дела, и за проповедь Слова Божьего. Христос не боялся даже самого высокого и грозного начальства в Иудее – прокуратора Понтия Пилата, тетрарха Ирода, первосвященника Каиафы. И, наконец – Христос был арестован, жестоко мучим, и казнен самым страшным способом. Произошло так потому, что мир наш поражен грехом, он не приемлет святости, воюет с ней, стремится уничтожить все, что обличает его ненормальность.

Так, старец Иоанн Крестьянкин писал одной молодой девушке: «…А ты ведь, детка, духовно заблудилась и ищешь в жизни не Бога, но того, что сейчас называют духовным комфортом, — чтобы тебе было хорошо. … Хочешь быть с Богом без Креста, но так   не   бывает».

И вот, когда я обо всем этом думаю, то невольно задаю себе вопрос – а что же я сам-то, готов ли? Я ведь к святости даже не приблизился, поэтому мир меня и не трогает. Живу в пределах нормы, но – по мирским критериям. То есть – работаю, ращу детей, хожу в Церковь. Ничего такого, что противопоставляло бы меня миру, в моей жизни нет. Я живу спокойно, и даже комфортно в каком-то смысле. Но разве может христианин жить комфортно в мире, пропитанном злом? Ведь сам Христос сказал, что Его ученики будут в мире испытывать скорбь. А какие у меня скорби? Нет, конечно, жизнь не мед, и скорбей хватает. Но ежели разобраться, то окажется, что все они – прямое следствие моих грехов, но никак не моей святости и ее неприятия миром сим, который во зле лежит.

Видимо, по большому счету, мое христианство еще и не начиналось даже. Все эти годы Бог лишь готовит меня через обстоятельства моей жизни к чему-то иному, куда более серьезному и важному, к обстоятельствам, когда необходимо будет выбирать между комфортом и крестом. И дай мне тогда Боже сил, разумения и веры для правильного выбора.

Обыкновенное хамство

Обыкновенное хамство

Когда Владимир Набоков преподавал славистику в Корнельском университете, он попытался дать американским студентам внятное определение русского понятия — «хамство». Но сделать этого так и не сумел. Зато Сергей Довлатов  великолепно определил хамство как торжествующую безнаказанность. И, по-моему,  лучше не скажешь.

Хамство обязательно предполагает заведомую беспомощность жертвы.  Ведь не случайно хамят обычно женщинам, старикам, рассеянным интеллигентам в очочках… Попробуйте, например, как-нибудь вечером обхамить компанию подвыпивших гопников. Или, скажем, бригаду омоновцев во время рейда на рынке. Или своего начальника на работе. И сразу станет ясно, что Довлатов безнадежно прав. Хамство действует только в одном направлении и возможно лишь со стороны сильного по отношению к слабым и беззащитным. То есть к тем, о ком заранее известно, что они безропотно примут все сказанное и сделанное в их адрес. Тем оно и мерзко…

Понятно, что абсолютного равенства среди людей нет и быть не может. В любой житейской ситуации всегда кто-то оказывается хозяином положения, а кто-то — от него зависит. И каждый на собственном опыте знает, как гадко и больно бывает на душе, когда тебя обижают, точно зная, что ты не в состоянии достойно ответить на оскорбление. Но до чего же трудно бывает порой увидеть человека в том, кто слабее тебя…

Возмущаясь чужим хамством, люди часто  не замечают, что и сами порой ведут себя столь же возмутительно. Пожалуй, лучше всего это можно увидеть на примере отношения родителей к детям. Взрослые запросто могут прикрикнуть на ребенка. А могут и обозвать его грубым словом. Могут даже ударить… И нет для них в этом ничего особенного. Ведь — за дело же! В воспитательных же целях! И для его же, сопляка, пользы. А вот стоит ребенку обидеться и в сердцах крикнуть только что оскорбившей его маме: «Сама дура!», как тут же этот его неуклюжий и беспомощный детский протест пресекается самым решительным и печальным для бунтующего «грубияна» образом.

Узнаваемая картина, правда? Так вот, по-моему, это она самая и есть —  заведомая безнаказанность, торжествующая над заведомой беззащитностью. То есть — обыкновенное хамство. Просто мы, взрослые, редко задумываемся о таких вещах. Нам кажется, что любое наше действие по отношению к собственному ребенку априори продиктовано одной лишь родительской нашей любовью и потому никак не может быть греховным. А ведь может, увы…  Да  еще как может! Ну кому из родителей не случалось хотя бы иногда срывать свое раздражение на ребенке, случайно подвернувшемся под горячую руку? Наверное, очень немногим. По-человечески тут все понятно: стрессы, усталость, недомогание, бесконечные проблемы на работе — да мало ли у взрослого человека может найтись причин для раздражительности! Дело ведь житейское. Бывает, что и сорвешься…

Все так. Но есть тут одно печальное обстоятельство: мы никогда, или почти никогда, не просим у детей прощения за эти свои срывы. Считается, что это — непедагогично, ведь взрослый в глазах детей всегда должен оставаться образцом поведения. А значит, взрослый всегда прав, что бы он ни сделал. И получается, что если папа или мама наорали на ребенка — значит, он сам в этом и виноват, поскольку  довел своих несчастных родителей до белого каления и другого обращения попросту не заслуживает. Такая вот нехитрая  философия самооправдания.

А если спокойно  разобраться, так чего он там натворил-то такого уж страшного, ребенок наш, чтобы мы на него голос повышали?  Ну, подумаешь — брюки порвал, пускай даже новые. Ну, уроки не сделал вовремя. Или в комнате не убрался. Или в школе набедокурил. А может, нам что-то обидное ляпнул, не подумавши. Вот ведь тоже еще — трагедия! Да если бы все наши беды сводились к одним лишь таким вот ребячьим «преступлениям», впору было бы только радоваться… Конечно, сами-то мы прекрасно понимаем, что причина нашей несдержанности вовсе не в этой детской мелочевке, что виной всему — как раз наши взрослые проблемы и заботы, которые и доводят нас до такого неуравновешенного состояния. Только ведь ребенку от этого нашего понимания ничуть не легче. Правда, он пока еще не прочитал Довлатова и потому не знает, что это такое —  хамство. Он лишь видит, что самый близкий и родной человек его обругал, наорал, может быть, даже ударил… Практически — ни за что. За какую-то, в сущности, ерунду, которую легко можно было уладить без крика и бурных эмоций.

И сколько же тогда нужно детям мудрости и сердечной глубины, чтобы за этими нашими истериками разглядеть истинную их подоплеку и… простить нас! Простить, хотя мы вовсе не просили их об этом прощении и принимаем его как нечто само собой разумеющееся.  Вроде бы, так уж оно от века заведено: родители устраивают детям «втык» — дети принимают его

к сведению, и дальше жизнь спокойно течет  своим чередом. Хотя на самом деле все обстоит совсем иначе. Ведь ребенок — такой же человек, как и мы, только пока еще маленький. От хамского отношения к себе он испытывает точно такую же обиду и боль. И только безграничная способность детского сердца к прощению позволяет ребенку продолжать любить нас, несмотря на все наши безобразные выходки, за которые любой взрослый давно бы уже прекратил с нами здороваться.

Всем известны слова Христа: Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф 18;3). Но о чем это сказано? Ведь очевидно же, что не о детских капризах, шалостях и слабом знакомстве с житейскими реалиями. Господь призывает нас уподобляться детям именно в этом удивительном их качестве — любить и прощать даже своих обидчиков. Уподобляться в том самом детском беззлобии и всепрощении, которое мы так упорно игнорируем даже в собственном ребенке, столько раз прощавшем нам наше хамство и беспардонность.

Конечно, со всеми этими соображениями можно поспорить. Например, в том смысле, что библейский Хам (по имени которого, собственно, и был назван этот порок) пытался опозорить не кого-нибудь, а своего отца, ослабевшего от молодого вина и уснувшего без одежды. Следовательно, хамством являются лишь те безнравственные поступки, которые дети совершают по отношению к своим родителям, но — никак не наоборот.

Что ж, наверное, можно рассуждать и так. Но мне кажется, что и в этом случае довлатовское определение все равно будет более точным. Ведь потому и потешался Хам над наготой своего спящего отца, что в тот момент чувствовал полную свою безнаказанность. А Ной тогда оказался слабым и беспомощным. Точно таким же слабым и беспомощным, какими бывают наши дети, когда мы устраиваем им очередную хамскую выволочку за их мелкие детские провинности.

Однако главная трагедия хамства заключается  не в торжестве его безнаказанности, а как раз наоборот —

в ложности этого ощущения собственной неуязвимости, которым  всяк хамящий склонен себя обманывать. Потому что каждому человеку раньше или позже, но обязательно придется отвечать перед Богом за все свои грехи. В том числе —

и за хамство. И тогда будет уже совсем не важно —  кому мы нахамили когда-то:  своим ли детям,  своим родителям или просто  постороннему человеку, случайно попавшему нам под горячую руку. Важно будет другое: сумеют ли люди, обиженные нами, найти в себе достаточно любви, чтобы оказаться на Божием Суде не обвинителями нашими, а заступниками и молитвенниками? Смогут ли они простить нас тогда? Простить так же, как наш ребенок прощает нам сегодня наши грубость и несдержанность. Которые, до поры, остаются безнаказанными.

Просмотры (25)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели